Вопросы читателей

Вопросы читателей

Почему во 2 Самуила 21:7—9 сначала говорится, что царь Давид «пожалел Мефивошета», а затем — что он отдал Мефивошета на казнь?

Ощущение, что здесь есть противоречие, может возникнуть лишь в том случае, если не вчитываться. На самом деле в этом отрывке говорится о двух разных людях с одним и тем же именем — Мефивошет. Кстати, эта история весьма поучительна. Давайте узнаем почему.

У израильского царя Саула было по крайней мере семь сыновей и две дочери. Его первенцем был Ионафан. Позже наложница Саула Рицпа родила ему Мефивошета. Любопытно, что Ионафан назвал своего сына так же. Получается, у Саула были и сын, и внук по имени Мефивошет.

В какой-то момент своего правления царь Саул подверг геноциду жителей Гаваона, одного из городов на территории Израиля. Очевидно, погибло много людей. Однозначно это было преступлением, ведь в дни Иисуса Навина израильские начальники заключили с предками жителей Гаваона договор о мире (Иис. Н. 9:3—27).

Когда правил Саул, это соглашение было по-прежнему в силе. Но он его нарушил и попытался убить всех жителей Гаваона. Мнение Иеговы было предельно ясным: «Саул и его род виновны в пролитии крови» (2 Сам. 21:1). Какое-то время спустя к власти в Израиле пришёл Давид. Узнав, что из-за этого геноцида Иегова отвернулся от своего народа, Давид позвал к себе уцелевших жителей Гаваона и спросил их, как искупить вину перед ними. Они не попросили никакой денежной компенсации, но сказали: «За человека, который уничтожал нас и хотел искоренить из владений Израиля, отдайте нам семерых из его сыновей. Мы повесим их тела». И Давид исполнил эту просьбу (2 Сам. 21:2—6; Чис. 35:30, 31).

К тому моменту Саул и Ионафан уже погибли в бою. А вот сын Ионафана Мефивошет, ставший в детстве калекой, был жив. Он не был причастен к преступлениям деда. В своё время Давид заключил с Ионафаном соглашение о дружбе, которое распространялось и на потомков Ионафана, в том числе и на его сына Мефивошета (1 Сам. 18:1; 20:42). Поэтому, как говорится во 2 Самуила 21:7, Давид «пожалел Мефивошета, сына Ионафана, сына Саула, помня клятву, которую Давид и Ионафан, сын Саула, дали перед Иеговой».

Всё же Давид удовлетворил просьбу жителей Гаваона. Он позволил им казнить двух сыновей Саула, одного из которых звали Мефивошет, и пятерых внуков (2 Сам. 21:8, 9). Тем самым Давид снял с израильтян вину в пролитии крови.

То, что мы сейчас обсудили, не просто голые факты. Одна из заповедей Бога недвусмысленно гласит: «Детей нельзя предавать смерти за грех отцов» (Втор. 24:16). Будь сыновья и внуки Саула невиновны, Иегова бы не одобрил их казнь. Та же заповедь разъясняет, что «человек может быть предан смерти только за свой грех». Поэтому есть все основания полагать, что кровь жителей Гаваона была на руках и этих семерых мужчин. А значит, они поплатились жизнью за собственное преступление.

Как показывает эта библейская история, человек не может оправдывать свои неправильные поступки тем, что он просто выполняет чьи-то приказы. Мы несём ответственность за свои действия. Давайте помнить мудрые слова: «Выравнивай путь для своих ног, и твои пути будут безопасны. Не сворачивай ни направо, ни налево. Держись в стороне от зла» (Прит. 4:24—27; Эф. 5:15).