Сто лет назад: 1923 год

Сто лет назад: 1923 год

«МЫ ОЖИДАЕМ, что 1923 год откроет перед нами поистине будоражащие перспективы, — говорилось в «Сторожевой башне» от 1 января 1923 года. — Нам оказана величайшая честь — нести всем... угнетённым весть о том, что мы на пороге светлого будущего». Ожидания Исследователей Библии полностью оправдались. В том году произошли существенные перемены в организации встреч собрания, конгрессов и проповеднического служения. Так было заложено основание для единства в народе Бога, которое мы наблюдаем сегодня.

ВСТРЕЧИ СПЛОТИЛИ БРАТЬЕВ

Календарь с библейскими стихами и номерами хвалебных песен

В том году произошёл ряд изменений, которые по-настоящему сплотили Исследователей Библии. В «Сторожевой башне» стали печатать комментарии к библейским стихам, которые обсуждались на еженедельной встрече (она называлась встречей для молитвы, славословия и ободрения случаями из проповеди). Кроме того, библейский стих на неделю указывался в календаре, в котором также приводились номера хвалебных песен на каждый день. Их можно было петь во время личного изучения и семейного поклонения.

На своих встречах Исследователи Библии делились ободрительными случаями из служения. Они рассказывали, за что благодарны Иегове. Кто-то мог спеть песню и даже помолиться. Э́ва Ба́рни, которая крестилась в 1923 году в 15 лет, вспоминает: «Если ты хотел что-то рассказать, ты вставал и начинал примерно так: „Я хочу поблагодарить Господа за всё доброе, что он сделал для меня“». Некоторым братьям очень нравилось выступать. Сестра Барни продолжает: «Когда наш дорогой брат Го́дуин благодарил Господа, его было не остановить. Но если его жена видела, что проводящий встречу уже начинает нервничать, она тихонько дёргала мужа за полу пиджака, и тот садился».

Раз в месяц каждый кружок (собрание) проводил особую встречу. Вот что говорилось в «Сторожевой башне» от 1 апреля 1923 года: «Половину времени следует посвятить тому, чтобы рассказывать случаи из служения и ободрять работников. [...] Мы уверены, что эти встречи ещё больше объединят братьев и сестёр».

Чарлзу Ма́ртину, 19-летнему сотруднику кружка (возвещателю собрания) из Ванкувера (Канада), эти встречи принесли большую пользу. Позже он вспоминал: «Именно на них я узнал, как и о чём говорить с людьми в проповеди по домам. Часто кто-то рассказывал случай из служения. Так я собирал в копилку хорошие идеи, как проповедовать и отвечать на разные возражения».

СЛУЖЕНИЕ СПЛОТИЛО БРАТЬЕВ

«Бюллетень» от 1 мая 1923 года

Также единству организации содействовали «дни служения». В «Сторожевой башне» от 1 апреля 1923 года сообщалось: «Чтобы мы ещё больше почувствовали наше единство, вторник, 1 мая 1923 года, объявляется всеобщим днём служения. После этого таким днём будет каждый первый вторник месяца... В этот день все сотрудники кружка должны посвятить служению хотя бы какое-то время».

В деле проповеди участвовали даже юные Исследователи Библии. Хе́йзел Бе́рфорд в то время было всего 16 лет. Она вспоминает: «В „Бюллетене“ a печатались преподнесения [аналог современных планов разговоров], которые мы учили наизусть. Мы с дедулей вовсю проповедовали». Но затем произошло то, чего сестра Берфорд никак не ожидала. Она продолжает: «Один пожилой брат был категорически против того, чтобы я ходила и разговаривала с людьми». Тогда некоторые не понимали, что восхвалять нашего Великого Творца должны все Исследователи Библии, в том числе и «юноши и девушки» (Пс. 148:12, 13). Но ничто не могло угасить рвения сестры Берфорд. Позже она прошла обучение во втором классе Школы Галаад и служила миссионером в Панаме. Со временем отношение к участию молодёжи в служении изменилось.

КОНГРЕССЫ СПЛОТИЛИ БРАТЬЕВ

Местные и региональные конгрессы тоже содействовали единству братьев. В программу многих из них входили дни служения. Один из таких конгрессов состоялся в Ви́ннипеге (Канада). Для всех, кто на нём присутствовал, 31 марта было запланировано особое проповедническое служение. Благодаря таким дням радостную весть слышало всё больше и больше людей. Конгресс, который прошёл в Виннипеге 5 августа, посетило примерно 7 000 человек. Никогда до этого на конгрессе в Канаде не собиралось столько людей.

Самый важный конгресс народа Иеговы в 1923 году прошёл с 18 по 26 августа в Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США). В течение нескольких недель о предстоящем событии печатались объявления в газетах. Исследователи Библии распространили более 500 000 приглашений. Плакаты с рекламой конгресса были размещены на трамваях и частных автомобилях.

Конгресс Исследователей Библии в Лос-Анджелесе. 1923 год

В субботу, 25 августа, брат Рутерфорд выступил с речью «Овцы и козлы». В ней он ясно объяснил, что «овцы» — это праведные люди, расположенные принять истину. Они будут жить на райской земле. Потом он зачитал резолюцию «Предупреждение». Она осуждала христианские церкви и призывала людей, которые искренне любят Бога, выйти из «Великого Вавилона» (Отк. 18:2, 4). Позже ревностные Исследователи Библии объединёнными усилиями распространили по всему миру миллионы экземпляров этой резолюции.

«Эти встречи ещё больше объединят братьев и сестёр»

В последний день конгресса брат Рутерфорд выступил с речью «Все народы на марше к Армагеддону, но миллионы теперь живущих никогда не умрут». Её выслушало более 30 000 человек. В ожидании большого наплыва посетителей Исследователи Библии арендовали только что построенный стадион «Колизей Лос-Анджелеса». Чтобы всем хорошо было слышно, братья использовали звукоусилительную систему стадиона. На тот момент это было последним достижением техники. Также многие прослушали программу по радио.

ВЫХОДИМ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ

В 1923 году дело проповеди стало набирать обороты в Африке, Европе, Индии и Южной Америке. Например, в Индии Адавиманна́тху Джо́зеф заботился об издании нашей литературы на малая́лам, тами́льском, те́лугу, урду́ и хи́нди. При этом они с женой воспитывали шестерых детей.

Уильям Браун с семьёй

В Сье́рра-Лео́не Исследователи Библии А́льфред Джо́зеф и Ле́нард Бла́кман написали в главное управление в Бруклине и попросили прислать кого-нибудь им на помощь. 14 апреля 1923 года они получили ответ на свой запрос. Альфред вспоминает: «Однажды в субботу поздно вечером раздался телефонный звонок». На другом конце провода кто-то громким голосом спросил: «Это вы писали в Общество Сторожевой башни и просили, чтобы прислали проповедников?» — «Да», — ответил Альфред. Из трубки донеслось: «Они прислали меня». Это был Уи́льям Браун. Он только что прибыл с Карибских островов вместе с женой Анто́нией и двумя дочурками, Луи́з и Лу́си. Братьям не пришлось долго ждать встречи с семьёй Браун.

Альфред продолжает: «На следующее утро, когда мы с Ленардом проводили наше еженедельное изучение Библии, на пороге появился крупный мужчина. Это был Уильям Браун. Он был настолько ревностным к истине, что мог хоть завтра выступить с публичной речью». Меньше чем за месяц брат Браун раздал всю литературу, которую привёз с собой. Вскоре он получил ещё 5 000 книг. Но и они быстро закончились. Тем не менее брат Браун был известен не как продавец книг. Он верно служил Иегове долгие годы и в своих речах всегда ссылался на Писание. Поэтому его стали называть Библейский Браун.

Магдебургский Вефиль в 1920-х годах.

Тем временем братья в Германии начали подыскивать новое место для филиала. Здания в Ба́рмене стали для них тесноваты. К тому же они слышали, что соседняя Франция собирается ввести войска в этот город. В Магдебу́рге нашлась недвижимость, которая как нельзя лучше подходила для размещения печатного цеха. 19 июня было упаковано последнее оборудование и его перевезли в новый Вефиль. В тот самый день, когда братья сообщили об этом главному управлению, все газеты пестрили заголовками, что Франция оккупировала Бармен. Братья были благодарны Иегове за то, что они так вовремя переехали в безопасное место.

Джордж Янг с Сарой Фергусон (справа) и её сестрой

А вот как обстояли дела в Бразилии. Туда приехал Джордж Янг. Этот ревностный проповедник объездил много стран, возвещая радостную весть. Он помог открыть в Бразилии новый филиал и начал издавать «Сторожевую башню» на португальском языке. Всего за несколько месяцев брат Янг распространил более 7 000 журналов и буклетов. Его приезду особенно обрадовалась Сара Фе́ргусон. Она читала «Сторожевую башню» ещё с 1899 года и очень хотела креститься. Несколько месяцев спустя её мечта сбылась. Она и четверо её детей наконец-то смогли сделать этот важный шаг.

«НАС ЖДЁТ... МНОГО РАДОСТИ»

Как все эти изменения в организации встреч собрания, конгрессов и проповеднического служения повлияли на Исследователей Библии? Вот какой итог подводился в конце 1923 года в выпуске «Сторожевой башни» от 15 декабря: «Невозможно не заметить, что братья и сёстры... в хорошей духовной форме... [...] Давайте же облечёмся во всеоружие и с новыми силами устремимся вперёд! В будущем году нас ждёт много работы, но и много радости».

Следующий год был для Исследователей Библии не менее судьбоносным. На острове Ста́тен, недалеко от бруклинского Вефиля, братья несколько месяцев трудились над одним строительным проектом, который был завершён в начале 1924 года. То, что они построили, ещё больше сплотило братство и помогло провозглашать радостную весть в доселе невиданных масштабах.

Бригада строителей на острове Статен

a Сейчас рабочая тетрадь «Наша христианская жизнь и служение».