БИОГРАФИЯ
Нескучная жизнь в служении Иегове
РАССКАЗАЛ АНДРЕ РАМСЕЙЕР
В 1951 году я приехал в Руэ́н, маленький городок в канадской провинции Квебе́к. Я пришёл по адресу, который мне дали, и постучал в дверь. Мне открыл высокий мужчина. Это был Марсе́ль Фильто́ a, выпускник Школы Галаад. Ему было 23, а мне всего 16, да и ростом я был намного ниже. Я показал ему письмо о моём назначении пионером в Руэн. Он прочитал его, посмотрел на меня и спросил: «А твоя мама-то знает, что ты здесь?»
ЖИЗНЬ В РОДИТЕЛЬСКОМ ДОМЕ
Мои родители переехали из Швейцарии в Канаду и поселились в городе Ти́мминс (провинция Онта́рио), известном своей горнодобывающей промышленностью. Я родился в 1934 году. А где-то в 1939-м мама начала читать «Сторожевую башню» и посещать встречи собрания. Она всегда брала всех детей с собой. Вскоре она крестилась.
Папа был совсем не в восторге, что мама стала Свидетелем Иеговы. Но она любила истину, и оставаться преданной Богу было для неё важнее всего. Её настрой не изменился, даже когда в начале 1940-х годов Свидетели Иеговы в Канаде были запрещены. И хотя папа часто оскорблял её, она всегда относилась к нему с добротой и уважением. Прекрасный пример мамы помог мне и моим шестерым братьям и сёстрам тоже выбрать путь служения Иегове. К счастью, со временем отец изменился и стал обращаться с нами помягче.
НАЧИНАЮ ПОЛНОВРЕМЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ
Летом 1950 года я посетил конгресс «Рост теократии», который проходил в Нью-Йорке. Там я пообщался с братьями и сёстрами со всего мира и услышал потрясающие интервью выпускников Школы Галаад. Всё это разожгло во мне сильное желание служить общим пионером. Вернувшись домой, я сразу же заполнил заявление. Канадский филиал ответил мне и посоветовал сначала креститься, что я и сделал 1 октября 1950 года. Через месяц я стал общим пионером, и меня попросили переехать в Капуске́йсинг. Этот городок находился в нескольких сотнях километров от моего дома.
Весной 1951 года филиал предложил Свидетелям, говорившим по-французски, подумать о переезде в Квебек. Там была большая потребность. Я с детства говорил на французском и английском, поэтому вызвался помочь. Меня назначили в Руэн, который я упомянул в самом начале моего рассказа. Там я совершенно никого не знал — у меня был только адрес. Но в итоге всё сложилось хорошо. Мы с Марселем стали отличными друзьями. Следующие четыре года я служил в Квебеке, а под конец даже стал специальным пионером.
ГАЛААД И ЗАТЯНУВШИЕСЯ ОЖИДАНИЯ
Когда я служил в Квебеке, меня пригласили в 26-й класс Школы Галаад. Я очень обрадовался. Обучение проходило в Са́ут-Ла́нсинге (штат Нью-Йорк). Выпуск состоялся 12 февраля 1956 года, и меня назначили в Западную Африку, на территорию современной Га́ны b. Но прежде чем я туда поехал, мне нужно было вернуться в Канаду и подождать «несколько недель», пока будут готовы мои документы.
Несколько недель превратились в семь месяцев. Всё это время я провёл в Торо́нто, где меня приютила семья Криппс. Там я познакомился с их дочерью, Ше́йлой. Мы полюбили друг друга. Когда я уже собирался сделать ей предложение, пришла моя виза. Мы с Шейлой помолились и решили, что мне стоит поехать в Африку. Мы отложили мысли о свадьбе и договорились пока просто переписываться. Разлука далась нам непросто, но, как мы потом поняли, мы поступили правильно.
Дорога в Африку заняла целый месяц. Я добирался туда на поезде, грузовом судне и самолёте. В конце концов я прибыл в А́ккру (Гана). Мне поручили областное служение. Моей территорией была вся Гана, а также соседний Берег Слоновой Кости (теперь Кот-д’Ивуа́р) и Тоголе́нд (теперь То́го). Бо́льшую часть времени я путешествовал один на джипе, который мне дал филиал. Как же мне всё это нравилось! Я наслаждался каждой минутой!
По выходным я посещал районные конгрессы. Залов конгрессов у нас не было. Поэтому братья сооружали временную крышу из бамбука и покрывали её пальмовыми ветвями. Это хоть как-то защищало от палящего солнца. Так как не было холодильников, братья держали неподалёку животных, из которых и готовили обед.
На этих конгрессах случались разные забавные случаи. Однажды Херб Дже́ннингс c, тоже миссионер, выступал с речью. Вдруг перед сценой появился бычок. Херб замолчал, а растерянное животное стало бегать туда-сюда. К счастью, четыре крепких брата смогли уволочь бычка обратно на кухню под одобрительные аплодисменты присутствующих.
Между конгрессами я ездил по соседним деревням и показывал фильм «Общество нового мира в действии». Для этого я натягивал белое полотно между двумя деревьями или шестами, включал проектор — и вуаля! Местные были в восторге. Для многих это было первое кино в их жизни. Они громко хлопали, когда видели на экране, как люди крестятся. Этот фильм помог многим понять, что Свидетели Иеговы — сплочённая всемирная организация.
Так прошли почти два года в Африке. В 1958 году я посетил международный конгресс в Нью-Йорке. На него приехала и Шейла, которая в то время служила в Квебеке специальным пионером. Как же здорово было снова увидеться! До этого мы переписывались, но теперь, когда мы встретились, я сразу же предложил ей выйти за меня, и она сказала да. Я написал брату Норру d и спросил, может ли Шейла пройти обучение в Галааде и присоединиться ко мне в Африке. Он согласился. Когда Шейла наконец приехала в Гану, мы поженились. Наша свадьба прошла 3 октября 1959 года в Аккре. Мы чувствовали, что Иегова благословил нас за то, что служение ему всегда было для нас самым главным в жизни.
СЛУЖИМ ВМЕСТЕ В КАМЕРУНЕ
В 1961 году нас направили в Камеру́н, где мне поручили открыть новый филиал. Дел было невпроворот. Раньше я никогда не был служителем филиала, поэтому нужно было многому учиться. В 1965 году мы узнали, что Шейла беременна. Должен признаться, нам было нелегко привыкнуть к мысли, что мы станем родителями. Но когда мы уже начали радоваться этим переменам и готовиться к возвращению в Канаду, нас ждал страшный удар.
У Шейлы случился выкидыш. Врач сообщил, что у нас должен был родиться мальчик. Эта трагедия произошла более 50 лет назад, но мы никогда о ней не забывали. Хотя мы были убиты горем, мы не оставили миссионерское служение, которое так полюбили.
Братья в Камеруне подвергались преследованиям за то, что не участвовали в политике. Ситуация особенно накалялась во время президентских выборов. Наши самые худшие опасения оправдались 13 мая 1970 года, когда Свидетели Иеговы были официально запрещены. Наш новый красивый филиал, в который мы переехали всего пять месяцев назад, был конфискован. Всем миссионерам, в том числе и нам с Шейлой, дали неделю, чтобы покинуть страну. Было так тяжело расставаться с братьями и сёстрами. Мы их очень полюбили и переживали за них.
Следующие полгода мы провели в филиале во Франции. Я как мог продолжал поддерживать братьев в Камеруне. В декабре того же года нас назначили в филиал в Нигерии, который стал отвечать за деятельность в Камеруне. Братья и сёстры в Нигерии тепло нас приняли, и мы прослужили там несколько лет.
НЕПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ
В 1973 году нам пришлось принять непростое решение. У Шейлы уже какое-то время были серьёзные проблемы со здоровьем. Когда мы были в Нью-Йорке на конгрессе, она разрыдалась и сказала: «Я так больше не могу! Я постоянно уставшая и плохо себя чувствую». К тому времени мы прослужили в Западной Африке более 14 лет. Я так гордился ею, её верным служением. Но кажется, настала пора что-то менять. Мы обсудили все за и против, долго и усердно молились и решили, что нужно вернуться в Канаду. Там мы смогли бы лучше позаботиться о здоровье Шейлы. Уехать из Африки и оставить полновременное служение было самым сложным и болезненным решением в нашей жизни.
В Канаде я устроился на работу к давнишнему другу, который продавал машины недалеко от Торонто. Мы с Шейлой арендовали квартиру и купили подержанную мебель. В итоге мы смогли переехать, не влезая в долги. Мы хотели вести простую жизнь, чтобы однажды, если получится, вернуться к полновременному служению. К нашему удивлению, это произошло даже раньше, чем мы думали.
В то время шло строительство Зала конгрессов в Но́рвале (провинция Онтарио). Я вызвался помогать там по субботам. Позже мне предложили стать ответственным за этот Зал конгрессов. Шейла уже чувствовала себя получше, и мы подумали, что можем взяться за это задание. Поэтому в июне 1974 года мы переехали в квартиру в Зале конгрессов. Мы были так рады вернуться к полновременному служению!
К счастью, здоровье Шейлы становилось всё лучше и лучше. Через два года мы смогли приступить к районному служению. Наш район находился в Манито́бе, канадской провинции, известной своими суровыми зимами. Но местные братья и сёстры оказывали нам горячее гостеприимство. Мы поняли, что неважно, где мы находимся, главное — и там продолжать служить Иегове.
УРОК НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Несколько лет мы занимались районной работой. А затем, в 1978 году, нас пригласили в канадский Вефиль. Вскоре после этого произошёл неприятный инцидент, который послужил мне уроком. Мне поручили выступить с полуторачасовой речью на французском языке во время специальной встречи в Монреа́ле. К сожалению, у меня не особо получилось удержать внимание аудитории. После речи ко мне подошёл брат из служебного отдела и сказал, над чем я мог бы поработать. Сегодня-то я признаю́, что я не самый одарённый докладчик. Но тогда я воспринял его замечание в штыки. Мы схлестнулись характерами. Я посчитал, что брат чересчур придирчивый. Ведь он не сказал мне ни слова похвалы. Я не прислушался к совету, потому что мне не понравилось, кто и как его дал. Это было серьёзной ошибкой с моей стороны.
Через несколько дней со мной поговорил член комитета филиала. Я признал, что отреагировал на замечание слишком остро, и сказал, что очень сожалею об этом. Затем я встретился с тем братом из служебного отдела. Он по-доброму меня выслушал и простил. Этот случай стал для меня хорошим уроком. Я понял, как важно быть смиренным (Прит. 16:18). Я много молился об этом Иегове и решил, что впредь буду выслушивать любые советы.
Я служу в канадском Вефиле уже более 45 лет, из них почти 40, с 1985 года, в комитете филиала. В феврале 2021 года умерла моя дорогая Шейла, и мне её очень не хватает. Хотя моё здоровье уже не то, Иегова продолжает давать мне много заданий и я чувствую себя нужным. Я счастлив, и мне совершенно некогда «задумываться о скоротечности своей жизни» (Эккл. 5:20). Да, за все эти годы случалось всякое, но радостей было больше. Я нисколько не жалею, что поставил Иегову на первое место в жизни и вот уже более 70 лет служу ему полновременно. Я молюсь, чтобы наши юные братья и сёстры тоже сделали выбор в пользу Иеговы. Ведь только тогда их жизнь будет яркой, насыщенной и интересной!
a Смотрите биографию Марселя Фильто «Иегова мне прибежище и сила» в «Сторожевой башне» от 1 февраля 2000 года.
b До 1957 года эта территория в Африке была британской колонией и называлась Золотой Берег.
c Смотрите биографию Херберта Дженнингса «Вы не знаете, что будет с вашей жизнью завтра» в «Сторожевой башне» от 1 декабря 2000 года.
d В то время Нейтан Норр руководил деятельностью Свидетелей Иеговы.
Похожие темы
БиографииСТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ (ВЫПУСК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ)