БИОГРАФИЯ

Иегова сделал мои пути прямыми

Иегова сделал мои пути прямыми

ОДИН молодой брат как-то спросил меня: «Какой твой любимый стих?» Я без колебаний ответил: «Притчи 3, стихи 5 и 6, где сказано: „Полагайся на Иегову всем своим сердцем и не надейся на свое собственное понимание. Помни о нем на всех своих путях, и он сделает твои пути прямыми“». Да, Иегова и в самом деле сделал мои пути прямыми.

РОДИТЕЛИ ПОМОГАЮТ МНЕ СТАТЬ НА ВЕРНЫЙ ПУТЬ

Мои родители узнали истину в 1920-е годы, еще до того, как поженились. Я родился в 1939 году. Мы жили в Англии. С самого детства я ходил с родителями на христианские встречи, а позже записался в Школу теократического служения. Как сейчас помню тот день, когда я впервые выступал с заданием. Я вскарабкался на ящик, чтобы из-за пюпитра видеть своих слушателей. Мне было всего шесть лет, и я очень нервничал, глядя на всех этих взрослых братьев и сестер в зале.

Проповедую на улице со своими родителями

Мой отец печатал для меня на карточках простые преподнесения, которыми я мог пользоваться в служении. В восемь лет я впервые пошел к двери один. Хозяин прочитал карточку, которую я ему протянул, и согласился взять книгу «Бог верен». Я был так рад, что сразу побежал рассказать об этом отцу, который проповедовал на той же улице. Служение и встречи собрания приносили мне радость и взрастили во мне желание служить Иегове полновременно.

Еще больше я полюбил библейскую истину, после того как отец оформил для меня подписку на «Сторожевую башню». Как только приходил новый выпуск, я тут же его прочитывал. Я все больше полагался на Иегову, и это побудило меня посвятить ему свою жизнь.

В 1950 году наша семья поехала в Нью-Йорк на конгресс «Рост теократии». Темой четверга, 3 августа, был «Миссионерский день». Брат Кэри Барбер, который позднее служил в Руководящем совете, выступал с речью о крещении. В конце речи он задал тем, кто собирался креститься, два вопроса. Я встал и ответил на них: «Да!» Мне было всего 11 лет, но я понимал, какой важный шаг делаю. Однако я боялся оказаться в воде, потому что еще не умел плавать. Мой дядя проводил меня до бассейна и заверил, что все будет хорошо. И действительно, все прошло так быстро, что мои ноги даже не успели коснуться дна. Меня передали от одного брата к другому с рук на руки. Один крестил меня, а другой поднял из бассейна. С того самого дня Иегова продолжает делать мои пути прямыми.

РЕШАЮ ПОЛАГАТЬСЯ НА ИЕГОВУ

После школы я хотел стать пионером, но учителя настаивали на том, чтобы я получил высшее образование. Я поддался на их уговоры и поступил в университет. Однако вскоре я осознал, что не могу добросовестно учиться и в то же время оставаться духовно сильным. Поэтому я решил уйти из университета. Я рассказал обо всем Иегове в молитве и написал письмо, в котором с уважением объяснил преподавателям, что в конце года отчисляюсь. Я решил положиться на Иегову и сразу же стал служить пионером.

Мое полновременное служение началось в июле 1957 года в городе Уэллингборо. Я попросил братьев в лондонском Вефиле порекомендовать мне в напарники какого-нибудь опытного пионера. Моим наставником стал брат Берт Вейзи. Он был ревностным проповедником и научил меня хорошо планировать служение. В нашем собрании было всего восемь человек: шесть пожилых сестер и мы с братом Вейзи. Я готовился ко всем встречам и участвовал в них, и это давало мне много возможностей полагаться на Иегову и говорить о своей вере.

За отказ от военной службы меня на короткое время посадили в тюрьму. После освобождения я познакомился со специальной пионеркой по имени Барбара. В 1959 году мы поженились и решили, что будем служить в любом месте, куда бы нас ни назначили. Вначале нас направили в Ланкашир, на северо-западе Англии. Затем, в январе 1961 года, меня пригласили в лондонский Вефиль на месячный курс Школы священного служения. К моему удивлению, по окончании этого курса меня назначили районным надзирателем. Две недели я провел в Бирмингеме, где меня обучал опытный районный надзиратель. В этой поездке Барбаре разрешили меня сопровождать. Затем мы отправились в назначенный нам район — в графства Ланкашир и Чешир.

НЕТ НИЧЕГО ЛУЧШЕ, ЧЕМ ПОЛАГАТЬСЯ НА ИЕГОВУ

В августе 1962 года, когда мы были в отпуске, из филиала пришло письмо, к которому прилагались заявления на Школу Галаад! Мы с Барбарой помолились, заполнили заявления и сразу отправили их в филиал, как и просили братья. Уже через 5 месяцев мы поехали в Бруклин, чтобы пройти 10-месячный курс обучения в 38-м классе Школы Галаад.

Благодаря обучению в Галааде мы много узнали не только о Слове Иеговы и его организации, но и о нашем братстве. Нам не было еще и двадцати пяти, и мы многому учились у других студентов нашего класса. Мне посчастливилось каждый день работать с одним из наших преподавателей, братом Фредом Раском. Он помог мне усвоить один очень важный урок: если даешь кому-то совет, убедись, что он основан на Библии. Среди тех, кто выступал перед нами с лекциями, были Нейтан Норр, Фредерик Френц и Карл Клейн. А еще нас многому научил смиренный брат Александр Макмиллан, который в своей лекции рассказал о том, как Иегова помогал своему народу в трудное время с 1914 по начало 1919 года.

СЛУЖЕНИЕ В НОВОМ МЕСТЕ

Незадолго до конца обучения брат Норр сказал нам с Барбарой, что нас назначают в Африку, в Бурунди. Мы помчались в вефильскую библиотеку, чтобы посмотреть в «Ежегоднике», сколько же возвещателей служит в этой стране. К нашему удивлению, никаких отчетов по Бурунди не было и в помине. Да, нам предстояло служить на нетронутой территории, на континенте, о котором мы практически ничего не знали. Ох и разволновались же мы из-за этого! Но горячая молитва помогла нам успокоиться.

В Бурунди все было непривычным: и климат, и культура, и язык. Нам пришлось учить французский. Кроме того, было трудно найти жилье. Через два дня после нашего прибытия к нам заехал Харри Арнотт, с которым мы учились в Галааде. Он направлялся в Замбию, где служил миссионером. Харри помог нам найти квартиру, которая стала нашим первым миссионерским домом. Однако вскоре мы столкнулись с сопротивлением местных властей, которые ничего не знали о Свидетелях Иеговы. Служение в Бурунди только-только начало приносить нам радость, как чиновники уведомили нас, что мы не сможем остаться в стране без разрешения на работу. К глубокому сожалению, нам пришлось уехать из Бурунди и привыкать к жизни на новом месте — в Уганде.

Мы переживали, как поедем в Уганду без визы. Но мы полагались на Иегову, и это развеяло все наши страхи. Один брат, который переехал из Канады, чтобы служить в Уганде, смог объяснить нашу ситуацию сотруднику миграционной службы, и нам позволили на несколько месяцев остаться в стране, пока мы не получим разрешение на пребывание. Все сложилось так хорошо, что мы не сомневались: нам помог Иегова.

В Уганде условия были совсем не такими, как в Бурунди. Проповедь уже шла, хотя на всю страну было всего 28 Свидетелей. В служении мы встречали много людей, говорящих по-английски. Однако вскоре мы поняли: для того чтобы помочь интересующимся истиной людям расти духовно, нам нужно выучить хотя бы один из множества местных языков. Мы начали проповедовать в городе Кампала и его окрестностях. Там распространен язык луганда, и мы решили учить именно его. Прежде чем мы бегло заговорили на нем, прошло несколько лет, но каким же плодотворным стало наше служение! Теперь мы лучше понимали духовные потребности тех, с кем изучали Библию. А они, в свою очередь, больше доверяли нам и делились своими чувствами.

НЕОБЫЧНЫЕ «ЭКСПЕДИЦИИ»

Во время «разведывательной экспедиции» в Уганде

Мы испытывали большую радость оттого, что помогали людям узнавать истину. Но еще больше радости нам принесло то, что нас попросили участвовать в разъездном служении. Нашей территорией стала вся страна. Кенийский филиал отправил нас в «разведывательную экспедицию», чтобы найти места, где служение специальных пионеров было бы наиболее плодотворным. Столько раз люди, которые никогда до этого не видели Свидетелей, принимали нас с необычайным гостеприимством и даже готовили для нас угощение!

После той поездки меня ждала «экспедиция» иного рода. Из Кампалы я два дня добирался на поезде до кенийского порта Момбаса, а оттуда на корабле отправился на Сейшелы, группу островов в Индийском океане. Позднее, с 1965 по 1972 год, я посещал Сейшелы регулярно, и Барбара меня сопровождала. За это время из двух возвещателей выросла группа, а затем и процветающее собрание. Во время других «экспедиций» я встречался с братьями в Судане, Эритрее и Эфиопии.

В Уганде произошел военный переворот, и политическая ситуация в стране резко изменилась. Начались годы террора, за которые я убедился, насколько мудро следовать указанию Иисуса: «Отдавайте кесарево кесарю» (Мар. 12:17). Помню, как от всех иностранцев, проживающих в стране, потребовали зарегистрироваться в ближайшем к дому полицейском участке. Мы сразу же так и сделали. Несколько дней спустя мы ехали с одним миссионером по Кампале, и нас остановили сотрудники тайной полиции. Мы похолодели от страха. Нас обвинили в шпионаже и доставили в центральное отделение полиции. Мы объясняли, что мы мирные миссионеры и что уже зарегистрировались в полиции, но нас никто не слушал. Под конвоем нас отвезли в тот самый участок, где мы зарегистрировались. Как же мы обрадовались, когда дежурный узнал нас и приказал отпустить!

В то время нам приходилось часто нервничать на блокпостах, особенно когда нас останавливали солдаты, которые беспробудно пили. Перед каждым блокпостом мы молились и облегченно вздыхали, когда нас пропускали. К сожалению, в 1973 году всем иностранным миссионерам было приказано покинуть Уганду.

Печатаю на мимеографе «Наше священное служение» (Абиджан, филиал в Кот-д’Ивуаре)

Мы опять переехали — на этот раз в Западную Африку, в Кот-д’Ивуар,— и начали все с чистого листа. Нам нужно было знакомиться с абсолютно новой культурой, снова говорить на французском и привыкать к жизни с миссионерами из разных стран. Но во всех этих переменах мы вновь увидели руку Бога, ведь смиренные люди охотно откликались на благую весть. Мы полагались на Иегову, и он сделал наши пути прямыми.

И СНОВА ВСЕ МЕНЯЕТСЯ

Неожиданно у Барбары обнаружили рак. Несмотря на то что мы ездили на лечение за границу, к 1983 году стало ясно, что оставаться в Африке мы больше не можем. Как же мы огорчились!

Мы служили в лондонском Вефиле, но болезнь Барбары прогрессировала, и она умерла. Вефильская семья очень меня поддержала. Мне особенно помогла одна семейная пара. Благодаря их помощи я смог пережить потерю и не перестал полагаться на Иегову. Позже я познакомился с Энн, которая раньше служила специальным пионером, а теперь помогала в Вефиле. Я заметил, что она духовный человек, который очень любит Иегову. Мы поженились в 1989 году и с тех пор вместе служим в Вефиле.

С Энн в новом британском филиале

С 1995 по 2018 год я служил представителем главного управления (или зональным надзирателем, как он назывался раньше). Я посетил около 60 стран. И в каждой из них я воочию видел, как Иегова благословляет своих служителей, что бы ни происходило.

В 2017 году, посещая филиалы, я вновь оказался в Африке. Как же я был рад познакомить Энн с Бурунди и увидеть, сколько людей узнало истину в этой стране! На той самой улице, где я проповедовал в 1964 году, сейчас располагается прекрасный Вефиль, который заботится о более чем 15 000 возвещателей.

Увидев свой график поездок на 2018 год, я приятно удивился. Среди стран, которые мне предстояло посетить, был Кот-д’Ивуар. Когда мы прилетели в Абиджан, крупнейший город страны, у меня было такое чувство, что я вернулся домой. В Вефиле я пробежался глазами по телефонному справочнику и заметил, что прямо рядом с нашей гостевой комнатой живет брат по имени Соссу. Я подумал, что это тот самый брат, который когда-то служил городским надзирателем в Абиджане. Но я ошибся: это был другой Соссу — его сын.

Иегова верен своему слову. В моей жизни было немало трудных ситуаций, которые убедили меня в том, что, если полагаться на Иегову, он сделает твои пути прямыми. Я всем сердцем хочу и дальше следовать путем, который ведет к вечной жизни в прекрасном новом мире (Пр. 4:18).