Извинения — ключ к примирению
Извинения — ключ к примирению
«ИЗВИНЕНИЯ обладают большой силой. Они разрешают конфликты без применения насилия, устраняют вражду между народами, помогают правительству признавать страдания граждан и восстанавливают отношения между людьми». Эти слова написала Дебора Таннен, популярная писательница и социолингвист из Джорджтаунского университета в Вашингтоне.
Библия подтверждает, что благодаря искренним извинениям зачастую удается легко устранить разлад во взаимоотношениях. К примеру, в притче Иисуса о блудном сыне, когда сын вернулся домой и от всего сердца попросил прощения, отец с распростертыми объятиями принял его обратно в семью (Луки 15:17—24). Да, если мы кого-то обидели, лучше подавить в себе гордыню и извиниться. По-настоящему смиренным людям это сделать не трудно.
Сила извинений
Авигея, мудрая женщина в древнем Израиле, извинившись за зло, совершенное ее мужем, показала на своем примере, какой силой обладают извинения. Это произошло следующим образом. Когда Давид, позднее ставший царем Израиля, скрывался в пустыне, он со своими людьми защищал стада, принадлежавшие мужу Авигеи, Навалу. Однако, когда люди Давида попросили у Навала хлеба и воды, он ответил им очень оскорбительно и отослал их ни с чем. Давид, разгневавшись, собрал 400 человек против Навала и его семьи. Узнав о случившемся, Авигея вышла навстречу Давиду. Когда она его увидела, то пала на лицо свое и поклонилась ему в ноги. Затем она сказала: «На мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и послушай слов рабы твоей». Затем Авигея объяснила ситуацию и дала Давиду в качестве дара пищу и питье. На это Давид ей ответил: «Иди с миром в дом твой; вот, я послушался голоса твоего и почтил лицо твое» (1 Царств 25:2—35).
Смирение Авигеи и ее извинение за грубое поведение мужа спасло ее домочадцев. Давид даже поблагодарил ее за то, что она «не допустила... [его] идти на пролитие крови». Хотя сама Авигея не сделала Давиду и его людям ничего плохого, она приняла на себя вину за свою семью и примирилась с Давидом.
В качестве примера того, кто знал, когда нужно извиняться, можно также привести апостола Павла. Однажды ему пришлось защищаться перед Синедрионом, верховным судом иудеев. Разъяренный откровенными словами Павла, первосвященник Анания приказал стоявшим рядом с Павлом ударить его по губам. На это Павел сказал ему: «Бог будет бить тебя, стена побеленная. Ты сидишь, чтобы судить меня по Закону, и в то же время, преступая Закон, приказываешь бить меня?» Когда присутствовавшие обвинили Павла в том, что он злословит первосвященника, апостол немедленно признал свою ошибку, сказав: «Братья, я не знал, что он первосвященник. Ибо написано: „Не оскорбляй начальника народа твоего“» (Деяния 23:1—5).
Павел был прав, когда сказал, что человек, назначенный быть судьей, не должен прибегать к насилию. И все же он извинился за то, что по неведению говорил с первосвященником словами, которые могли показаться непочтительными a. Извинения подготовили почву для того, чтобы Синедрион выслушал то, что хотел сказать Павел. Зная о разногласии среди членов суда, апостол сказал им, что его судят за веру в воскресение. Вследствие этого разгорелся большой спор, причем фарисеи заняли сторону Павла (Деяния 23:6—10).
Чему мы учимся из этих двух библейских примеров? В обоих случаях искренние выражения сожаления открывали путь дальнейшему общению. Слова извинения могут помочь и нам достигать примирения. Да, благодаря признанию своих ошибок и извинению за причиненный вред могут открыться возможности мирно обсудить проблему.
«Но я не сделал ничего плохого»
Когда мы узнаём, что наши слова или действия кого-то задели, нам может казаться, что этот человек, обидевшись, ведет себя неразумно и что он слишком чувствительный. Однако Иисус Христос дал своим ученикам такое наставление: «Если ты несешь свой дар к жертвеннику и там вспоминаешь, что брат твой имеет что-то против тебя, оставь свой дар там перед жертвенником и отойди; примирись прежде с братом твоим и затем, вернувшись, принеси свой дар» (Матфея 5:23, 24).
Например, брат может думать, что ты согрешил против него. В таком случае, по словам Иисуса, тебе нужно пойти и «примириться... с братом твоим», даже если тебе кажется, что ты не сделал ему ничего плохого. Согласно словарю Вайна, в греческом тексте используемое Иисусом слово «означает взаимное признание вины после взаимной вражды» («Vine’s Expository Dictionary of Old and New Testament Words»). И действительно, когда два человека повздорили, скорее всего, в какой-то мере ответственность лежит на каждом из них, поскольку они оба несовершенны и склонны к ошибкам. Поэтому обычно требуется взаимное признание вины.
По большому счету вопрос не в том, кто прав и кто виноват, а в том, кто первым сделает шаг к примирению. Когда апостол Павел узнал, что христиане в Коринфе подавали на соверующих в суд из-за личных разногласий, таких, как финансовые споры, он сделал им замечание: «Почему вам лучше не быть обиженными? Почему вам лучше не быть обманутыми?» (1 Коринфянам 6:7). Хотя здесь Павел побуждает коринфян не судиться из-за личных разногласий, принцип ясен: мир среди соверующих важнее попыток доказать, кто прав, а кто виноват. Если мы помним этот принцип, нам будет легче извиниться, когда кто-то думает, что мы поступили с ним несправедливо.
Необходима искренность
Некоторые люди, однако, злоупотребляют словами извинения. К примеру, в Японии слово сумимасен, обычно используемое для извинения, можно услышать тысячи раз по разному поводу. Оно даже используется для выражения благодарности, когда человек чувствует неловкость из-за того, что не может отплатить за доброе дело. Поскольку это слово такое многостороннее, некоторым кажется, что оно используется слишком часто, и кто-то может сомневаться, на самом ли деле извиняющийся искренен. В других культурах тоже иногда кажется, что словами извинения злоупотребляют.
На каком бы языке мы ни говорили, важно быть искренними, когда мы просим прощения. Слова и тон голоса должны выражать неподдельное сожаление. Иисус Христос учил своих учеников в Нагорной проповеди: «Пусть ваше слово „да“ означает „да“, а „нет“ — „нет“; а что сверх этого — уже от Злого» (Матфея 5:37). Когда вы просите прощения, пусть ваше «извините» действительно означает «извините»! Вот один пример. Мужчина, стоящий в очереди на регистрацию в аэропорту, задев чемоданом стоящую рядом женщину, извинился. Через несколько минут, когда очередь продвинулась, мужчина опять задел эту женщину чемоданом и опять вежливо извинился. Когда это повторилось в очередной раз, попутчик женщины сделал тому мужчине замечание, сказав, что, если его «извините» на самом деле означает «извините», ему следовало бы сделать так, чтобы больше не задевать женщину. Как видим, искренние извинения должны сопровождаться решимостью не повторять ошибки.
Если мы искренни, тогда, извиняясь, мы призна́емся в своем промахе, попросим прощения и постараемся по мере возможности компенсировать причиненный вред. В свою очередь тому, кого обидели, необходимо от сердца простить раскаивающегося обидчика (Матфея 18:21, 22; Марка 11:25; Эфесянам 4:32; Колоссянам 3:13). Так как обе стороны несовершенны, примирение не всегда проходит гладко. Тем не менее слова извинения немало содействуют примирению.
Когда извиняться неуместно
Хотя слова раскаяния и сожаления успокаивают и способствуют миру, мудрый человек не использует их, когда это неуместно. Предположим, к примеру, дело касается верности Богу. Когда Иисус Христос был на земле, он «смирил себя и был послушен до самой смерти, до смерти на столбе мучений» (Филиппийцам 2:8). Однако он не стал извиняться за свои убеждения, чтобы облегчить свои страдания. И Иисус не начал просить прощения, когда первосвященник потребовал: «Поклянись живым Богом и скажи нам, ты ли Христос, Сын Бога?» Вместо робких извинений, Иисус смело ответил: «Ты сам сказал это. А я говорю вам: отныне будете видеть Сына человеческого, сидящего по правую руку силы и идущего на облаках небесных» (Матфея 26:63, 64). Мысль о том, чтобы сохранить мир с первосвященником, пожертвовав верностью своему Отцу, Иегове Богу, даже не приходила Иисусу в голову.
К людям, наделенным властью, христиане относятся с уважением и почтением. Однако им нет необходимости извиняться за свое послушание Богу и за свою любовь к братьям (Матфея 28:19, 20; Римлянам 13:5—7).
Когда препятствий к миру больше не будет
Мы делаем ошибки, потому что унаследовали несовершенство и грех от нашего прародителя Адама (Римлянам 5:12; 1 Иоанна 1:10). Адам стал грешным, когда восстал против Создателя. Но вначале Адам и Ева были совершенными и безгрешными, и Бог обещает привести людей в такое же состояние совершенства. Он устранит грех и все его последствия (1 Коринфянам 15:56, 57).
Только подумайте, что это будет значить! Давая наставление относительно речи, единоутробный брат Иисуса Иаков писал: «Если кто-то не оступается в слове, то он человек совершенный, способный обуздать и все тело» (Иакова 3:2). Совершенный человек может контролировать свой язык, и ему не приходится извиняться за обидные слова. Он «способен обуздать и все тело». Как будет чудесно, когда мы станем совершенными! Тогда на пути к достижению мира между людьми больше не будет препятствий. Ну а пока искренние и уместные извинения за свои ошибки могут немало поспособствовать примирению.
[Сноска]
a Вполне возможно, что Павел не узнал первосвященника из-за плохого зрения.
[Иллюстрация]
Чему мы учимся из примера с Павлом?
[Иллюстрация]
Когда все станут совершенными, препятствий к миру больше не будет.
СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ (ВЫПУСК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ)