ТАПАНИ ВИИТАЛА | БИОГРАФИЯ
Исполняю свою мечту — помогать глухим людям
Когда я впервые повстречал Свидетелей Иеговы, они показали мне библейское обещание о том, что глухие будут слышать (Исайя 35:5). Но так как с рождения у меня нет слуха, вместить эту мысль мне было трудно. Поэтому она меня не особо впечатлила. Гораздо больше меня затронуло то, что, согласно Библии, Царство Бога устранит всю несправедливость, болезни, войны и даже смерть. И со временем я загорелся желанием делиться этим с другими глухими людьми.
Я родился в 1941 году в городке Ви́ррат, что в Финляндии. Мои папа и мама, младшие брат и сестра да и почти вся родня — глухие, и общались мы на жестовом языке.
Знакомлюсь с удивительной вестью из Библии
В детстве я учился в школе-интернате в 240 километрах от нашего дома. Использовать жестовый язык в ней строго запрещалось. В те времена в финских школах для глухих применялся устный метод обучения: нас заставляли читать по губам и учить словесную речь. Если учителя замечали, что мы изъясняемся жестами, нас били по рукам линейкой или указкой — да так сильно, что пальцы опухали на несколько дней!
У родителей была своя ферма, поэтому после школы я поступил в сельскохозяйственный колледж. Окончив его, я вернулся домой и увидел на столе журналы «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!». Со слов папы, в этих журналах объяснялось, какая удивительная весть содержится в Библии. А ещё он сказал, что к ним с мамой приходят слышащие супруги и проводят с ними изучение Библии. Общались они, делая записи на бумаге.
Как мне сказал папа, под правлением Царства Бога вся земля станет раем и умершие воскреснут. Но я считал, что после смерти люди идут на небо, поэтому подумал: «Наверно, раз те люди не владеют жестовым, папа что-то недопонял».
Когда те супруги снова пришли навестить моих родителей, я решил уточнить у них, всё ли папа правильно понял. Они сказали: «Твой отец не ошибся» — и показали слова Иисуса о воскресении из Иоанна 5:28, 29. Также они объяснили, что Бог отчистит всю землю от зла, установит на ней мир, подарит людям совершенное здоровье и вечную жизнь (Псалом 37:10, 11; Даниил 2:44; Откровение 21:1—4).
Меня это заинтересовало, и со мной стал проводить изучение Библии слышащий Свидетель по имени А́нтеро. Он не знал жестов, поэтому ответы на вопросы из пособия я записывал. Антеро читал их и при необходимости писал дополнительные вопросы или какие-то пояснения. Это требовало от Антеро большого терпения. В таком режиме мы изучали по два часа каждую неделю.
В 1960 году я посетил конгресс Свидетелей Иеговы. Программа переводилась на жестовый язык. В пятницу после обеда прозвучало объявление о том, что на следующий день будет проводиться крещение. Так что в субботу утром я взял плавки, полотенце — и крестился! a Довольно скоро также крестились мои родители и младший брат с сестрой.
Делюсь библейской истиной с другими
Мне не терпелось делиться своими знаниями с другими глухими, и я понимал, что лучше всего делать это на жестовом языке. Сначала я активно взялся за проповедь в моём родном городке.
Потом я переехал в более крупный промышленный город Та́мпере. Там я занялся поиском: ходил по домам и спрашивал хозяев, есть ли среди их знакомых глухие. Так я нашёл несколько изучений Библии, и всего за пару лет в Тампере появилось больше десяти глухих Свидетелей.
В 1965 году я встретил прелестную сестру по имени Ма́йре, и на следующий год мы поженились. Она быстро овладела жестовым языком. Майре стала моей верной подругой и неутомимой помощницей, с которой следующие полвека мы вместе прослужили Иегове.
Через два года после свадьбы у нас родился слышащий сын. Мы назвали его Ма́рко. Он с детства говорит на финском и на финском жестовом. Крестился Марко, когда ему было 13 лет.
С годами наша жестовая группа в Тампере сильно разрослась. Поэтому в 1974 году мы переехали в Ту́рку, где ещё не было глухих Свидетелей. При помощи уже знакомого вам метода мы начали поиски глухих людей и в этом городе. Из всех людей, с которыми я изучал Библию в Турку, 12 крестились.
Служение в Прибалтике
В 1987 году Марко пригласили в Вефиль. К тому времени наша жестовая группа в Турку окрепла, поэтому мы с Майре начали снова думать о переезде.
В тот период в странах Восточной Европы как раз становилось больше свободы. И в январе 1992 года мы с ещё одним глухим братом съездили на разведку в Таллин (Эстония).
Там мы встретились с сестрой, у которой был глухой брат. Сам он не проявил интереса к истине, зато познакомил нас со многими глухими. А накануне нашего отъезда он отвёл нас на встречу, которую организовало Эстонское общество глухих в Таллине. Мы пришли на неё пораньше и выложили на стол журналы и книги на эстонском и русском языках. В общей сложности мы распространили около 100 книг и 200 журналов. Ещё примерно 70 человек оставили нам свои контактные данные. В тот вечер мы положили начало проповеди на жестовом языке в Эстонии!
С тех пор мы с Майре регулярно ездили в Эстонию, чтобы проповедовать. Мы стали меньше работать и начали служить общими пионерами. В 1995 году мы переехали жить поближе к Хельсинки, потому что оттуда ходят паромы в Таллин. И надо сказать, служение в Эстонии превзошло все наши ожидания!
Мы проводили столько изучений, сколько хотели. И 16 человек, с которыми мы изучали Библию, крестились, в том числе две родные слепоглухие сестры. Я изучал с ними Библию на тактильном жестовом языке: они клали свои руки на мои и так воспринимали жесты.
Проводить изучения с глухими людьми было трудно, потому что в те времена не было публикаций на жестовых языках. Поэтому я активно пользовался иллюстрациями из наших книг и журналов. Я их вырезал и складывал в специальный альбом.
Однажды финский филиал попросил меня съездить в Латвию и Литву. Моей задачей было выяснить, как можно организовать проповедь на жестовых языках в этих странах. Мы съездили туда несколько раз и помогли местным Свидетелям в поиске глухих. Почти что в каждой стране свой жестовый язык. И мне пришлось выучить эстонский, латышский и литовский жестовые языки. Плюс ко всему, в Прибалтике есть глухие русские, так что я подучил и русский жестовый.
Мы ездили в Эстонию и другие прибалтийские страны восемь лет. К сожалению, потом нам пришлось прекратить наши поездки, потому что у Майре обнаружили болезнь Паркинсона.
Организация помогает глухим
В 1997 году в финском филиале была образована жестовая переводческая группа. Мы с Майре жили недалеко от Вефиля, и нам довелось поучаствовать в переводе публикаций на жестовый язык. К слову, я до сих пор время от времени этим занимаюсь. Мы даже поработали вместе с нашим сыном Марко. Позднее он и его жена Ки́рси стали обучать жестовые переводческие группы в разных странах.
Кроме того, филиал организовал курсы по изучению жестового языка. Благодаря этому в жестовые группы и собрания перешло много новых проповедников, собрания стали крупнее и в них появилось больше братьев, которые могли взять на себя дополнительные обязанности.
Моё желание помогать не угасло
Мы с Майре внесли свой вклад в то, что в 2004 году в Хельсинки было образовано первое финское жестовое собрание. За три года оно превратилось в крепкое, ревностное собрание, где служит много пионеров.
И мы в очередной раз начали строить планы переехать туда, где требуется больше проповедников. В 2008 году мы перебрались поближе к Тампере и вернулись в жестовую группу, которую покинули 34 года до того. Всего через год она стала вторым по счёту жестовым собранием в Финляндии.
К сожалению, здоровье Майре заметно ухудшалось. Я как мог заботился о ней до самой её смерти в 2016 году. Конечно, я по ней сильно тоскую. Но я точно знаю, что скоро встречусь с ней в новом мире, где больше не будет болезней (Исайя 33:24; Откровение 21:4).
А пока я продолжаю проповедовать глухим. Этому делу я посвятил ни много ни мало 60 лет своей жизни. И до сих пор моё желание помогать им не угасло!
a В то время старейшины собрания ещё не проводили собеседование с желавшими креститься.