Сүрүн матырыйаалларга көс

Иһинээҕитигэр көс

25 БАҺА

«Мин император дьүүллүүрүгэр модьуйабын»

«Мин император дьүүллүүрүгэр модьуйабын»

Павел үөрүүлээх сураҕы хайдах көмүскүөххэ сөбүн көрдөрөр

Основано на Деяниях 25:1—26:32

1, 2. а) Павел ханнык балаһыанньаҕа түбэһэрий? б) Павел император дьүүлүн ирдээбититтэн сылтаан ханнык боппуруос үөскүүрүй?

 ПАВЕЛ остаётся в Кеса́рии под усиленной охраной. Двумя годами ранее, когда он вернулся в Иудею, в течение лишь нескольких дней евреи по меньшей мере трижды пытались его убить (Деян. 21:27—36; 23:10, 12—15, 27). До сих пор его враги терпели неудачу, но они не сдаются. Когда Павел понимает, что может попасть в их руки, он заявляет римскому правителю Фесту: «Требую суда цезаря!» (Деян. 25:11).

2 Поддержал ли Иегова решение Павла, который потребовал, чтобы его дело рассмотрел римский император? Ответ на этот вопрос важен для всех, кто проповедует Царство Бога в последние дни. Нам нужно разобраться, должны ли мы подражать Павлу в том, как «защищать радостную весть и отстаивать законное право её проповедовать» (Флп. 1:7).

«Мин император дьүүлүн иннигэр турабын» (Апостоллар 25:1—12)

3, 4. а) Еврейдэр Павелы Иерусалимҥа аҕалтарар көрдөһүүлэрэ туох кистэлэҥнээх этэй, уонна Павел өлүүттэн хайдах куоппутай? б) Иегова Павелы хайдах өйүүр этэй, уонна кини бүгүн бэйэтин сулууспалааччыларыгар ханнык көмөнү биэрэрий?

3 Новым римским правителем провинции Иудея стал Фест a. Через три дня после вступления в должность он отправился в Иерусалим. Там он выслушал старших священников и влиятельных евреев, которые обвиняли Павла в серьёзных преступлениях. Они знали, что от нового правителя требуется сохранять мир с евреями. Поэтому они попросили Феста об услуге: отвести Павла в Иерусалим и допросить его там. Но на самом деле за их просьбой скрывался злой умысел. Эти враги замышляли убить Павла по дороге из Кеса́рии в Иерусалим. Фест отклонил их просьбу. «Пусть кто-то из ваших начальников, — сказал он, — пойдёт со мной и там предъявит обвинения этому человеку, если он действительно виновен» (Деяния 25:5). Так Павлу в очередной раз удалось избежать смерти.

4 Во всех испытаниях Иегова поддерживал Павла через Господа Иисуса Христа. Вспомним, что в видении Иисус сказал апостолу: «Будь смелым!» (Деяния 23:11). В наши дни Божьи служители тоже сталкиваются с проблемами и слышат угрозы в свой адрес. Иегова не ограждает нас от всех трудностей, но наделяет мудростью и силой всё перенести. Мы всегда можем рассчитывать на то, что наш любящий Бог даст нам «силу, превышающую обычную» (2 Кор. 4:7).

5. Фест Павелы кытта хайдах быһыыламмытай?

5 Спустя несколько дней Фест «сел на судейское место» b в Кеса́рии. Перед ним предстали Павел и пришедшие из Иерусалима евреи. В ответ на безосновательные обвинения Павел сказал: «Я не совершил никакого преступления против закона евреев, против храма или против цезаря». Апостол был невиновен, и его нужно было освободить. Какое решение примет Фест? Желая расположить к себе евреев, он спросил Павла: «Хочешь пойти в Иерусалим, чтобы тебя там в моём присутствии судили по этим обвинениям?» (Деяния 25:6—9). Это было нелепое предложение. Если Павел вернётся в Иерусалим, то судьями станут его обвинители, и тогда смерти ему не избежать. Фест был готов пожертвовать правосудием ради политической выгоды. Ранее другой правитель, Понтий Пилат, поступил подобным образом — и не с кем-нибудь, а с самим Иисусом, Сыном Бога (Иоан. 19:12—16). Современные судьи тоже порой выносят против нас несправедливые решения в угоду властям или другим влиятельным людям. Нас не должно это удивлять.

6, 7. Павел дьүүллэнэр дьыалатын императорга ыытарга тоҕо модьуйбутай, уонна кини билиҥҥи христианнарга ханнык холобуру көрдөрбүтэй?

6 Желание Феста угодить евреям могло стоить Павлу жизни. Поэтому Павел воспользовался своим правом римского гражданина. Он сказал Фесту: «Я стою перед судейским местом цезаря, где меня и должны судить. И ты сам знаешь, что я не сделал евреям ничего плохого. [...] Требую суда цезаря!» Обычно требование направить своё судебное дело цезарю нельзя было отменить. Фест подчеркнул это, сказав: «Требуешь суда цезаря, к цезарю и пойдёшь» (Деяния 25:10—12). Подав жалобу в вышестоящую судебную инстанцию, Павел создал прецедент для современных христиан. Когда противники замышляют «зло, прикрываясь законом», Свидетели Иеговы пользуются доступными юридическими средствами для защиты радостной вести (Пс. 94:20) c.

7 Павел провёл больше двух лет в заключении за преступления, которых не совершал. И теперь ему представилась возможность изложить своё дело в Риме. Но перед этим с ним хотел поговорить ещё один правитель.

Если суд выносит против нас несправедливое решение, мы подаём апелляцию

«Мин халлаантан миэхэ көстүбүтү утары барбатаҕым» (Апостоллар 25:13—26:23)

8, 9. Агриппа ыраахтааҕы Кеса́рияҕа тоҕо кэлбитэй?

8 Через несколько дней после того, как Павел потребовал направить его дело цезарю, к Фесту «с визитом прибыли» царь Агриппа и его сестра, Верени́ка d. В римские времена среди чиновников было принято делать подобные визиты к новым правителям. Поздравив Феста со вступлением в должность, Агриппа, несомненно, пытался укрепить политические и личные связи, которые могли бы пригодиться ему в будущем (Деян. 25:13).

9 Фест рассказал царю о Павле, и Агриппа им заинтересовался. На следующий день эти два правителя торжественно прибыли на слушание дела Павла и уселись на судейские места. Да, они обладали большой властью и выглядели очень помпезно. Но весь этот напускной блеск померкнет на фоне той речи, с которой вот-вот выступит Павел (Деян. 25:22—27).

10, 11. Павел Агриппаҕа убаастабылын хайдах көрдөрбүтэй, уонна кини ыраахтааҕыга урукку олоҕун туһунан тугу кэпсээбитэй?

10 Павел знал, что Агриппа хорошо разбирается во всех обычаях и спорных вопросах евреев. Поэтому он уважительно поблагодарил царя за возможность выступить перед ним в свою защиту. Затем Павел рассказал ему о своей прежней жизни: «Я был фарисеем и принадлежал к строжайшему течению в нашей религии» (Деян. 26:5). В свою бытность фарисеем Павел ожидал прихода Мессии. А теперь, став христианином, он смело доказывал, что Иисус Христос и есть тот, кого евреи так долго ждали. Получается, и Павел, и его оппоненты верили, что Бог исполнит обещание, данное их предкам. Но, как ни парадоксально, именно эта надежда и стала причиной, по которой они обвиняли Павла в тот день e. Это ещё больше заинтриговало Агриппу.

11 Павел, вспоминая о том, как жестоко он обращался с христианами, сказал: «Я тоже считал своим долгом делать всё возможное в борьбе против имени назаретянина Иисуса... [...] ...Я был в таком негодовании, что преследовал их [последователей Христа] даже в других городах» (Деян. 26:9—11). Павел не преувеличивал. Многие знали, с какой жестокостью он обращался с христианами (Гал. 1:13, 23). Агриппа, возможно, спрашивал себя: «Что могло так изменить этого человека?»

12, 13. а) Павел христианин буолбутун туһунан тугу кэпсээбитэй? б) Иисус Павелга үөрбэни утары бараҕын диэн эппит тылларын хайдах өйдүөххэ сөбүй?

12 Следующие слова Павла дали исчерпывающий ответ: «Я направился в Дамаск, получив полномочия от старших священников. В пути, царь, в полдень меня и моих спутников озарил с неба свет, который был ярче солнца. Мы упали на землю, и я услышал голос, который сказал мне по-еврейски: „Савл, Савл, почему ты меня преследуешь? Ты вредишь себе, идя против рожна́“. Я спросил: „Кто ты, господин?“ Он ответил: „Я Иисус, которого ты преследуешь“» (Деян. 26:12—15) f.

13 До того как Павел получил это сверхъестественное видение, он, образно говоря, шёл против рожна́. Упираясь в острый конец рожна́, вьючное животное причиняло себе ненужный вред. Точно так же Павел причинял себе духовный вред, противясь воле Бога. Когда воскресший Иисус явился Павлу по дороге в Дамаск, он помог этому искреннему, но явно заблуждавшемуся человеку изменить свои взгляды (Иоан. 16:1, 2).

14, 15. Павел бэйэтин олоҕор ылыммыт уларыйыыларын туһунан тугу эппитэй?

14 Павел действительно коренным образом изменил свою жизнь. Обращаясь к Агриппе, он сказал: «Я подчинился тому, что Иисус сказал мне в этом видении. Сначала я проповедовал жителям Дамаска, затем в Иерусалиме и по всей Иудее, а также неевреям. Я говорил всем, чтобы они раскаялись и обратились к Богу, доказав своё раскаяние делами» (Деян. 26:19, 20). Вот уже много лет Павел выполнял поручение, которое дал ему в видении Иисус Христос. К чему это привело? Те, кто откликались на радостную весть, раскаивались в своём безнравственном, нечестном поведении и обращались к Богу. Эти люди становились примерными членами общества и проявляли уважение к закону и порядку.

15 Но всё это ничего не значило для евреев, противодействовавших Павлу. Апостол сказал: «За это евреи схватили меня в храме и пытались убить. Однако благодаря помощи Бога я до сих пор проповедую и простым, и знатным» (Деян. 26:21, 22).

16. Биһиги итэҕэлбит туһунан судьуйалары уонна баһылыктары кытта кэпсэтэрбитигэр Павелга хайдах майгынныахпытын сөбүй?

16 Истинные христиане всегда должны быть «готовы защитить» свою веру (1 Пет. 3:15). Если кому-то из нас придётся отстаивать свои убеждения перед судьями и правителями, мы можем брать пример с Павла. Он с уважением объяснил Агриппе и Фесту, как истина помогла ему стать другим человеком. Возможно, нам удастся затронуть сердце высокопоставленных чиновников, если мы тактично расскажем им, как Библия преобразила нашу жизнь и жизнь тех, кому мы проповедуем.

«Миигин христианин гынарыҥ түргэнэ бэрт буолаарай?» (Апостоллар 26:24—32)

17. Фест Павел тылларын хайдах ылыммытай, уонна бүгүн дьоннор биһиги сурахпытыгар хайдах сыһыаннаһалларый?

17 Убедительные доводы Павла задели этих двух правителей за живое. Вот что произошло дальше: «Павел ещё говорил в свою защиту, когда Фест воскликнул: „Павел, ты сошёл с ума! Большая учёность довела тебя до безумия!“» (Деян. 26:24). Эмоциональные слова Феста в какой-то степени отражают то, как люди в целом относятся к нам сегодня. Многие считают нас фанатиками, потому что мы живём по Библии и предлагаем другим её изучать. А высокообразованным людям часто трудно принять библейское учение о воскресении мёртвых.

18. Павел Фестка хайдах хоруйдаабытай, уонна онно Агриппа туох диэбитэй?

18 Но Павел ответил правителю: «Достопочтенный Фест, я не сошёл с ума, мои слова правдивы и исполнены здравого смысла. Впрочем, царю всё это хорошо известно, поэтому я могу свободно говорить об этом... Веришь ли пророкам, царь Агриппа? Знаю, что веришь». На это Агриппа сказал: «Ещё немного, и ты убедишь меня стать христианином» (Деян. 26:25—28). Эти слова — сказанные искренне или нет — говорят о том, что речь Павла глубоко затронула царя.

19. Фест уонна Агриппа Павел дьыалатыгар ханнык быһаарыныыны ылыммыттарай?

19 Затем Агриппа и Фест встали, показав тем самым, что слушание дела закончено. «Выходя, они говорили друг другу: „Этот человек не сделал ничего заслуживающего смерти или заключения“». Более того, Агриппа сказал Фесту: «Его можно было бы освободить, если бы он не потребовал суда цезаря» (Деян. 26:31, 32). Они знали, что перед ними стоял невиновный человек. Возможно, с того времени они стали относиться к христианам более благосклонно.

20. Павел тойотторго кырдьыгы кэпсээбитин көмөтүнэн туох кыаллыбытай?

20 Кажется, никто из этих двух влиятельных правителей так и не принял радостную весть о Царстве Бога. Тогда была ли какая-то польза от речи Павла? Да. Благодаря тому, что Павла привели «к царям и правителям» провинции Иудея, истину услышали даже высокопоставленные римские чиновники. При других обстоятельствах христиане вряд ли смогли бы им проповедовать (Луки 21:12, 13). К тому же то, что Павел остался верным Богу в этом испытании, укрепило его братьев и сестёр по вере (Флп. 1:12—14).

21. Биһиги утарылаһыы баарын да үрдүнэн үтүө сураҕы кыһамньылаахтык тарҕатар буоллахпытына, тугу ситиһиэхпитин сөбүй?

21 То же происходит и сегодня. Порой нам приходится сталкиваться с трудностями и противодействием. Но если мы в любых обстоятельствах усердно проповедуем, возможно, нам удастся рассказать истину чиновникам, с которыми иначе было бы сложно встретиться. Кроме того, наша стойкость в испытаниях может стать источником ободрения для братьев и сестёр и побудит их с ещё большей смелостью проповедовать Царство Бога.

b «Судейским местом» было кресло, установленное на помосте. То, что судья сидел выше всех, служило символом того, что его решения имели вес и были окончательными. Например, когда Пилат слушал обвинения против Иисуса, он тоже сидел на судейском месте.

d Смотри рамку  «Царь Ирод Агриппа II».

e Будучи христианином, Павел верил, что Иисус — Мессия. А евреи, отвергшие Иисуса, считали Павла отступником (Деян. 21:21, 27, 28).

f По поводу того, что Павел был в пути «в полдень», один библеист сказал: «Только крайняя спешка могла вынудить путешественника идти в полуденную жару без отдыха. Из этого видно, насколько усердно Павел стремился выполнить свою миссию — преследовать христиан».